Иногда требуется написать кросс-платформенное приложение с небольшим размером. Для управления микроконтроллером, например. Или [рисования иконок для дисплеев](/avr-lcd-images). Но использовать кросс-платформенные библиотеки вроде Qt, WxWidgets не имеет смысла - весят они ну очень много. Неудобно получается, когда приложение весит 100кб, а графическая библиотека для него – под 30Мб.
На помощь к нам приходит FLTK – Fast, Light Toolkit.
Библиотека распространяется в виде исходного кода и скачивается с сайта [fltk.org](http://www.fltk.org/software.php"). Значит, сейчас будем её собирать.
Весь процесс описывается для Windows, собираем компилятором **MinGw**. Если у вас его нет – [вперёд скачивать](https://sourceforge.net/downloads/mingw). Разделим процесс на две части.
# Часть первая – компиляция библиотеки
Итак, начнём. Скачиваем последнюю версию FLTK с официального сайта. Архив должен называться fltk-версия-**source**.tar.gz. Распаковываем его в любое удобное место. Я распаковал его прямо на на диск C в папку fltk-src.
В распакованном виде всё должно выглядеть так:
![src](src.png)
Теперь нам нужно запустить MSYS. Переходим `туда_куда_установлен_MinGw\msys\1.0` и запускаем там msys.bat.
![mingw1](mingw1.png)
Вводим туда `cd /диск/папка_с_fltk`
![mingw2](mingw2.png)
Потом вводим `./configure --enable-threads --enable-localjpeg --enable-localzlib --enable-localpng` и ждём.
![mingw3](mingw3.png)
Далее следует ввести `make` и ждать. Можно пойти чай заварить.
![mingw4](mingw4.png)
Теперь копируем библиотеки в компилятор. Для этого вводим `make install`
![mingw5](mingw5.png)
Всё, что получилось складывается в папку `туда_куда_установлен_MinGw\msys\1.0\local`. Для удобства я перенёс эти папки в корень MinGw.
Всё, библиотека готова к использованию.
# Часть вторая – пишем программу
Теперь мы можем написать тестовое приложение, используя эту библиотеку. Писать будем программу, которая будет считать количество нарисованных пикселей.
Для начала нужно нарисовать макет нашей программы (о FLUID я узнал позже). Я нарисовал в GIMP.
![gimp](gimp.png)
Зачем это делать? Всё просто. У каждого элемента в окне есть свои координаты. И чтобы не ставить элементы наугад, можно просто навести мышку на точку в графическом редакторе и узнать координаты. Исходя из этого всего пишем программу.
fltk_test.cpp:
```cpp
#include <FL/Fl.H>
#include <Fl/Fl_Window.H>
#include <Fl/Fl_Box.H>
#include <Fl/fl_draw.H>
#include <stdio.h>
#include <map>
#include <math.h>
#define CANVAS_X 10
#define CANVAS_Y 10
#define CANVAS_WIDTH 180
#define CANVAS_HEIGHT 100
#define GRID_LEN 5 // размер зерна в холсте
Fl_Box *count_label;
char buf[16];
struct point {
int x, y;
};
typedef std::map<std::pair<int,int>, point> PointMap; // карта с координатами пикселей
PointMap pixels;
class PaintWindow : public Fl_Window { //немного модифицируем стандартное окно
std::pair<int,int> p = std::make_pair(x * GRID_LEN, y * GRID_LEN); // с помощью древней магии мы используем два аргумента как ключ к карте пикселей
if (add) {
point pixel;
pixel.x = x * GRID_LEN;
pixel.y = y * GRID_LEN;
pixels[p] = pixel;
} else {
pixels.erase(p);
}
sprintf(buf, "%d px", pixels.size());
count_label->label(buf); // обновляем надпись
redraw();
}
int handle(int event) {
double x = Fl::event_x();
double y = Fl::event_y();
if (x <CANVAS_X||x> CANVAS_X + CANVAS_WIDTH - 1 || y <CANVAS_Y||y> CANVAS_Y + CANVAS_HEIGHT - 1) // если мышка за границей холста, то ничего не делаем
return Fl_Window::handle(event);
if (event == FL_PUSH) {
setpixel(round(x / GRID_LEN), round(y / GRID_LEN), Fl::event_button() == FL_LEFT_MOUSE); //округляем координаты исходя из зерна, добавляем или удаляем пиксель в зависимости от кнопки мыши
**-DWIN32** – флаг, которые заставят думать FLTK, что мы под Windows
**-mwindows** – убираем чёрное окошко у приложения и подключаем некоторые системные библиотеки
**-DNO_INLINE** – флаг, который заставит работать math в нашей программе
**-static -static-libgcc -static-libstdc++** – флаги. благодаря которым программа запустится на других компьютерах и не будет ничего требовать
**-lfltk -lmingw32 -lole32 -luuid -lcomctl32** – флаги, с помощью которых подключается библиотека и всё, что ей требуется. В некоторых случаях может также понадобиться флаг -lgdi32.
Также можно добавить флаги **-O2** и **-s** для уменьшения размера исполняемого файла.
![output](output.png)
Теперь можно запустить наше творение :)
![app](app.png)
И да, код программы ужасен и написан в исключительно демонстрационных целях.
Источников в этот раз не будет, так как всю информацию черпал из программ-примеров, находящихся в том же архиве, что и исходник библиотеки (папки examples и test).