mmote.ru/content/posts/avr-siemens-lcd/index.md

45 KiB
Raw Blame History

title categories date draft featured_image
Подключение дисплея от Siemens C55/A55/A52 к AVR
mcu
archive
2016-02-19T00:00:00+03:00 false miniature.jpg

Вот на днях решил порыться в своих запасах запчастей от мобильных телефонах. И заметил дисплей с маркировкой LPH8694-3. Погуглив, я выяснил что это дисплей от телефонов Siemens C55/A55/A52. Ну что ж добру пропадать, будем подключать.

:hint: Статья не закончена. Когда-нибудь она будет доработана.

Маркировка экрана|400

Экран имеет весьма странное разрешение экрана 101 на 64 точки (в даташите вообще написано, что 102x64). Это намного больше, чем у дисплея, которым я обычно пользуюсь (у nokia 5110 64 на 48 точек).

За основу я решил использовать библиотеку уважаемого товарища gresolio. Дисплеи очень похожи, но немного отличается инициализация. Да и доработать библиотеку под новое разрешение экрана тоже нужно.

Распиновка дисплея (вид со стороны контактов)|338

Главное отличие в инициализации, без чего дисплей не запустится вообще способ питания.

Нужно найти вот эту строку в LcdInit:

LcdSend( 0x13, LCD_CMD ); // Настройка питания (LCD bias mode 1:48)

И заменить на:

LcdSend( 0x16, LCD_CMD );

LcdGotoXYFont, до:

byte LcdGotoXYFont ( byte x, byte y )
{
    // Проверка границ
    if( x > 13 || y > 5 ) return OUT_OF_BORDER;

    //  Вычисление указателя. Определен как адрес в пределах 504 байт
    LcdCacheIdx = x * 6 + y * 84;
    return OK;
}

После:

byte LcdGotoXYFont ( byte x, byte y )
{
    // Проверка границ
    if( x > LCD_COLS || y > LCD_LINES ) return OUT_OF_BORDER;

    //  Вычисление указателя. Определен как адрес в пределах 504 байт
    LcdCacheIdx = x * LCD_LINES + y * LCD_X_RES;
    return OK;
}

LcdChr, до:

else if ( size == FONT_2X )
{
    tmpIdx = LcdCacheIdx - 84;

После:

else if ( size == FONT_2X )
{
    tmpIdx = LcdCacheIdx - LCD_X_RES;

До:

// Копируем две части в кэш
LcdCache[tmpIdx++] = b1;
LcdCache[tmpIdx++] = b1;
LcdCache[tmpIdx + 82] = b2;
LcdCache[tmpIdx + 83] = b2;

После:

LcdCache[tmpIdx++] = b1;
LcdCache[tmpIdx++] = b1;
LcdCache[tmpIdx + LCD_X_RES - 2] = b2;
LcdCache[tmpIdx + LCD_X_RES - 1] = b2;

LcdPixel, до:

// Пересчет индекса и смещения
index = ( ( y / 8 ) * 84 ) + x;
offset  = y - ( ( y / 8 ) * 8 );

После

// Пересчет индекса и смещения
index = ( ( y / LCD_LINES ) * LCD_X_RES ) + x;
offset  = y - ( ( y / 8) * LCD_LINES );

n3310.h, до:

// Разрешение дисплея в пикселях
#define LCD_X_RES                  84    // разрешение по горизонтали
#define LCD_Y_RES                  48    // разрешение по вертикали

После:

// Разрешение дисплея в пикселях
#define LCD_X_RES                  102   // разрешение по горизонтали
#define LCD_Y_RES                  65    // разрешение по вертикали
#define LCD_LINES                  (LCD_Y_RES / 8)    // количество строк
#define LCD_COLS                  (LCD_X_RES / 5)    // количество столбцов

Возможно, это не всё.

Вот то, что получилось:

sc55.h:

/*
 * Имя          :  n3310.h
 *
 * Описание     :  Это заголовочный файл для драйвера графического LCD от Nokia 3310, а также его китайских клонов.
 *                 Базируется на коде библиотек написанных Sylvain Bissonnette и Fandi Gunawan:
 *                 http://www.microsyl.com/index.php/2010/03/24/nokia-lcd-library/
 *                 http://fandigunawan.wordpress.com/2008/06/18/lcd-nokia-3310-pcd8544-driver-in-winavravr-gcc/
 *                 Основные отличия между оригиналом и клоном хорошо описаны в статье от Aheir:
 *                 http://radiokot.ru/articles/29/
 *
 * Автор        :  Xander Gresolio <xugres@gmail.com>
 * Веб-страница :  http://we.easyelectronics.ru/profile/XANDER/
 *
 * Лицензия     :  GPL v3.0
 *
 * Компилятор   :  WinAVR, GCC for AVR platform
 */

#ifndef _SC55_H_
#define _SC55_H_

#include <avr/pgmspace.h>

// Порт к которому подключен LCD (здесь пример распиновки для ATmega8)
#define LCD_PORT                   PORTB
#define LCD_DDR                    DDRB

// Распиновка порта
#define LCD_DC_PIN                 PB1
#define LCD_CE_PIN                 PB2
#define LCD_DATA_PIN               PB3
#define LCD_RST_PIN                PB4
#define LCD_CLK_PIN                PB5

// Разрешение дисплея в пикселях
#define LCD_X_RES                  102   // разрешение по горизонтали
#define LCD_Y_RES                  65    // разрешение по вертикали
#define LCD_LINES                  (LCD_Y_RES / 8)    // количество строк
#define LCD_COLS                   (LCD_X_RES / 5)    // количество столбцов

// Настройки для рисования группы прямоугольников функцией LcdBars ( byte data[], byte numbBars, byte width, byte multiplier )
#define EMPTY_SPACE_BARS           2     // расстояние между прямоугольниками
#define BAR_X                      30    // координата x
#define BAR_Y                      47    // координата y

// Размер кэша ( 84 * 48 ) / 8 = 504 байта
#define LCD_CACHE_SIZE             ( ( LCD_X_RES * LCD_Y_RES ) / 8 )

#define FALSE                      0
#define TRUE                       1

// Для возвращаемых значений
#define OK                         0   // Безошибочная отрисовка
#define OUT_OF_BORDER              1   // Выход за границы дисплея
#define OK_WITH_WRAP               2   // Переход на начало (ситуация автоинкремента указателя курсора при выводе длинного текста)

typedef unsigned char              byte;

// Перечисления
typedef enum
{
    LCD_CMD  = 0,     // Команда
    LCD_DATA = 1      // Данные

} LcdCmdData;

typedef enum
{
    PIXEL_OFF =  0,   // Погасить пиксели дисплея
    PIXEL_ON  =  1,   // Включить пиксели дисплея
    PIXEL_XOR =  2    // Инвертировать пиксели

} LcdPixelMode;

typedef enum
{
    FONT_1X = 1,      // Обычный размер шрифта 5x7
    FONT_2X = 2       // Увеличенный размер шрифта

} LcdFontSize;

// Прототипы функций, детальную информацию смотрим внутри n3310lcd.c
void LcdInit       ( void );   // Инициализация
void LcdClear      ( void );   // Очистка буфера
void LcdUpdate     ( void );   // Копирование буфера в ОЗУ дисплея
void LcdImage      ( const byte *imageData );   // Рисование картинки из массива в Flash ROM
void LcdContrast   ( byte contrast );   // Установка контрастности дисплея
byte LcdGotoXYFont ( byte x, byte y );   // Установка курсора в позицию x,y
byte LcdChr        ( LcdFontSize size, byte ch );   // Вывод символа в текущей позиции
byte LcdStr        ( LcdFontSize size, byte dataArray[] );   // Вывод строки сохраненной в RAM
byte LcdFStr       ( LcdFontSize size, const byte *dataPtr );   // Вывод строки сохраненной в Flash ROM
byte LcdPixel      ( byte x, byte y, LcdPixelMode mode );   // Точка
byte LcdLine       ( byte x1, byte y1, byte x2, byte y2, LcdPixelMode mode );   // Линия
byte LcdCircle     ( byte x, byte y, byte radius, LcdPixelMode mode);   // Окружность
byte LcdRect       ( byte x1, byte y1, byte x2, byte y2, LcdPixelMode mode );   // Прямоугольник
byte LcdSingleBar  ( byte baseX, byte baseY, byte height, byte width, LcdPixelMode mode );   // Один
byte LcdBars       ( byte data[], byte numbBars, byte width, byte multiplier );   // Несколько



/*
 * Таблица для отображения символов (ASCII[0x20-0x7F] + CP1251[0xC0-0xFF] = всего 160 символов)
 */
static const byte FontLookup [][5] PROGMEM=
{
   { 0x00, 0x00, 0x00, 0x00, 0x00 },   //   0x20  32
   { 0x00, 0x00, 0x5F, 0x00, 0x00 },   // ! 0x21  33
   { 0x00, 0x07, 0x00, 0x07, 0x00 },   // " 0x22  34
   { 0x14, 0x7F, 0x14, 0x7F, 0x14 },   // # 0x23  35
   { 0x24, 0x2A, 0x7F, 0x2A, 0x12 },   // $ 0x24  36
   { 0x4C, 0x2C, 0x10, 0x68, 0x64 },   // % 0x25  37
   { 0x36, 0x49, 0x55, 0x22, 0x50 },   // & 0x26  38
   { 0x00, 0x05, 0x03, 0x00, 0x00 },   // ' 0x27  39
   { 0x00, 0x1C, 0x22, 0x41, 0x00 },   // ( 0x28  40
   { 0x00, 0x41, 0x22, 0x1C, 0x00 },   // ) 0x29  41
   { 0x14, 0x08, 0x3E, 0x08, 0x14 },   // * 0x2A  42
   { 0x08, 0x08, 0x3E, 0x08, 0x08 },   // + 0x2B  43
   { 0x00, 0x00, 0x50, 0x30, 0x00 },   // , 0x2C  44
   { 0x10, 0x10, 0x10, 0x10, 0x10 },   // - 0x2D  45
   { 0x00, 0x60, 0x60, 0x00, 0x00 },   // . 0x2E  46
   { 0x20, 0x10, 0x08, 0x04, 0x02 },   // / 0x2F  47
   { 0x3E, 0x51, 0x49, 0x45, 0x3E },   // 0 0x30  48
   { 0x00, 0x42, 0x7F, 0x40, 0x00 },   // 1 0x31  49
   { 0x42, 0x61, 0x51, 0x49, 0x46 },   // 2 0x32  50
   { 0x21, 0x41, 0x45, 0x4B, 0x31 },   // 3 0x33  51
   { 0x18, 0x14, 0x12, 0x7F, 0x10 },   // 4 0x34  52
   { 0x27, 0x45, 0x45, 0x45, 0x39 },   // 5 0x35  53
   { 0x3C, 0x4A, 0x49, 0x49, 0x30 },   // 6 0x36  54
   { 0x01, 0x71, 0x09, 0x05, 0x03 },   // 7 0x37  55
   { 0x36, 0x49, 0x49, 0x49, 0x36 },   // 8 0x38  56
   { 0x06, 0x49, 0x49, 0x29, 0x1E },   // 9 0x39  57
   { 0x00, 0x36, 0x36, 0x00, 0x00 },   // : 0x3A  58
   { 0x00, 0x56, 0x36, 0x00, 0x00 },   // ; 0x3B  59
   { 0x08, 0x14, 0x22, 0x41, 0x00 },   // < 0x3C  60
   { 0x14, 0x14, 0x14, 0x14, 0x14 },   // = 0x3D  61
   { 0x00, 0x41, 0x22, 0x14, 0x08 },   // > 0x3E  62
   { 0x02, 0x01, 0x51, 0x09, 0x06 },   // ? 0x3F  63
   { 0x32, 0x49, 0x79, 0x41, 0x3E },   // @ 0x40  64
   { 0x7E, 0x11, 0x11, 0x11, 0x7E },   // A 0x41  65
   { 0x7F, 0x49, 0x49, 0x49, 0x36 },   // B 0x42  66
   { 0x3E, 0x41, 0x41, 0x41, 0x22 },   // C 0x43  67
   { 0x7F, 0x41, 0x41, 0x22, 0x1C },   // D 0x44  68
   { 0x7F, 0x49, 0x49, 0x49, 0x41 },   // E 0x45  69
   { 0x7F, 0x09, 0x09, 0x09, 0x01 },   // F 0x46  70
   { 0x3E, 0x41, 0x49, 0x49, 0x7A },   // G 0x47  71
   { 0x7F, 0x08, 0x08, 0x08, 0x7F },   // H 0x48  72
   { 0x00, 0x41, 0x7F, 0x41, 0x00 },   // I 0x49  73
   { 0x20, 0x40, 0x41, 0x3F, 0x01 },   // J 0x4A  74
   { 0x7F, 0x08, 0x14, 0x22, 0x41 },   // K 0x4B  75
   { 0x7F, 0x40, 0x40, 0x40, 0x40 },   // L 0x4C  76
   { 0x7F, 0x02, 0x0C, 0x02, 0x7F },   // M 0x4D  77
   { 0x7F, 0x04, 0x08, 0x10, 0x7F },   // N 0x4E  78
   { 0x3E, 0x41, 0x41, 0x41, 0x3E },   // O 0x4F  79
   { 0x7F, 0x09, 0x09, 0x09, 0x06 },   // P 0x50  80
   { 0x3E, 0x41, 0x51, 0x21, 0x5E },   // Q 0x51  81
   { 0x7F, 0x09, 0x19, 0x29, 0x46 },   // R 0x52  82
   { 0x46, 0x49, 0x49, 0x49, 0x31 },   // S 0x53  83
   { 0x01, 0x01, 0x7F, 0x01, 0x01 },   // T 0x54  84
   { 0x3F, 0x40, 0x40, 0x40, 0x3F },   // U 0x55  85
   { 0x1F, 0x20, 0x40, 0x20, 0x1F },   // V 0x56  86
   { 0x3F, 0x40, 0x38, 0x40, 0x3F },   // W 0x57  87
   { 0x63, 0x14, 0x08, 0x14, 0x63 },   // X 0x58  88
   { 0x07, 0x08, 0x70, 0x08, 0x07 },   // Y 0x59  89
   { 0x61, 0x51, 0x49, 0x45, 0x43 },   // Z 0x5A  90
   { 0x00, 0x7F, 0x41, 0x41, 0x00 },   // [ 0x5B  91
   { 0x02, 0x04, 0x08, 0x10, 0x20 },   // \ 0x5C  92
   { 0x00, 0x41, 0x41, 0x7F, 0x00 },   // ] 0x5D  93
   { 0x04, 0x02, 0x01, 0x02, 0x04 },   // ^ 0x5E  94
   { 0x40, 0x40, 0x40, 0x40, 0x40 },   // _ 0x5F  95
   { 0x00, 0x01, 0x02, 0x04, 0x00 },   // ` 0x60  96
   { 0x20, 0x54, 0x54, 0x54, 0x78 },   // a 0x61  97
   { 0x7F, 0x48, 0x44, 0x44, 0x38 },   // b 0x62  98
   { 0x38, 0x44, 0x44, 0x44, 0x20 },   // c 0x63  99
   { 0x38, 0x44, 0x44, 0x48, 0x7F },   // d 0x64 100
   { 0x38, 0x54, 0x54, 0x54, 0x18 },   // e 0x65 101
   { 0x08, 0x7E, 0x09, 0x01, 0x02 },   // f 0x66 102
   { 0x0C, 0x52, 0x52, 0x52, 0x3E },   // g 0x67 103
   { 0x7F, 0x08, 0x04, 0x04, 0x78 },   // h 0x68 104
   { 0x00, 0x44, 0x7D, 0x40, 0x00 },   // i 0x69 105
   { 0x20, 0x40, 0x44, 0x3D, 0x00 },   // j 0x6A 106
   { 0x7F, 0x10, 0x28, 0x44, 0x00 },   // k 0x6B 107
   { 0x00, 0x41, 0x7F, 0x40, 0x00 },   // l 0x6C 108
   { 0x7C, 0x04, 0x18, 0x04, 0x78 },   // m 0x6D 109
   { 0x7C, 0x08, 0x04, 0x04, 0x78 },   // n 0x6E 110
   { 0x38, 0x44, 0x44, 0x44, 0x38 },   // o 0x6F 111
   { 0x7C, 0x14, 0x14, 0x14, 0x08 },   // p 0x70 112
   { 0x08, 0x14, 0x14, 0x18, 0x7C },   // q 0x71 113
   { 0x7C, 0x08, 0x04, 0x04, 0x08 },   // r 0x72 114
   { 0x48, 0x54, 0x54, 0x54, 0x20 },   // s 0x73 115
   { 0x04, 0x3F, 0x44, 0x40, 0x20 },   // t 0x74 116
   { 0x3C, 0x40, 0x40, 0x20, 0x7C },   // u 0x75 117
   { 0x1C, 0x20, 0x40, 0x20, 0x1C },   // v 0x76 118
   { 0x3C, 0x40, 0x30, 0x40, 0x3C },   // w 0x77 119
   { 0x44, 0x28, 0x10, 0x28, 0x44 },   // x 0x78 120
   { 0x0C, 0x50, 0x50, 0x50, 0x3C },   // y 0x79 121
   { 0x44, 0x64, 0x54, 0x4C, 0x44 },   // z 0x7A 122
   { 0x00, 0x08, 0x36, 0x41, 0x00 },   // { 0x7B 123
   { 0x00, 0x00, 0x7F, 0x00, 0x00 },   // | 0x7C 124
   { 0x00, 0x41, 0x36, 0x08, 0x00 },   // } 0x7D 125
   { 0x08, 0x04, 0x08, 0x10, 0x08 },   // ~ 0x7E 126
   { 0xFF, 0xFF, 0xFF, 0xFF, 0xFF },   //  0x7F 127

   { 0x7C, 0x12, 0x11, 0x12, 0x7C },   // А 0xC0 192
   { 0x7F, 0x49, 0x49, 0x49, 0x31 },   // Б 0xC1 193
   { 0x7F, 0x49, 0x49, 0x49, 0x36 },   // В 0xC2 194
   { 0x7F, 0x01, 0x01, 0x01, 0x01 },   // Г 0xC3 195
   { 0x60, 0x3F, 0x21, 0x3F, 0x60 },   // Д 0xC4 196
   { 0x7F, 0x49, 0x49, 0x49, 0x41 },   // Е 0xC5 197
   { 0x77, 0x08, 0x7F, 0x08, 0x77 },   // Ж 0xC6 198
   { 0x22, 0x41, 0x49, 0x49, 0x36 },   // З 0xC7 199
   { 0x7F, 0x10, 0x08, 0x04, 0x7F },   // И 0xC8 200
   { 0x7E, 0x10, 0x09, 0x04, 0x7E },   // Й 0xC9 201
   { 0x7F, 0x08, 0x14, 0x22, 0x41 },   // К 0xCA 202
   { 0x40, 0x3E, 0x01, 0x01, 0x7F },   // Л 0xCB 203
   { 0x7F, 0x02, 0x0C, 0x02, 0x7F },   // М 0xCC 204
   { 0x7F, 0x08, 0x08, 0x08, 0x7F },   // Н 0xCD 205
   { 0x3E, 0x41, 0x41, 0x41, 0x3E },   // О 0xCE 206
   { 0x7F, 0x01, 0x01, 0x01, 0x7F },   // П 0xCF 207
   { 0x7F, 0x09, 0x09, 0x09, 0x06 },   // Р 0xD0 208
   { 0x3E, 0x41, 0x41, 0x41, 0x22 },   // С 0xD1 209
   { 0x01, 0x01, 0x7F, 0x01, 0x01 },   // Т 0xD2 210
   { 0x07, 0x48, 0x48, 0x48, 0x3F },   // У 0xD3 211
   { 0x0E, 0x11, 0x7F, 0x11, 0x0E },   // Ф 0xD4 212
   { 0x63, 0x14, 0x08, 0x14, 0x63 },   // Х 0xD5 213
   { 0x3F, 0x20, 0x20, 0x3F, 0x60 },   // Ц 0xD6 214
   { 0x07, 0x08, 0x08, 0x08, 0x7F },   // Ч 0xD7 215
   { 0x7F, 0x40, 0x7E, 0x40, 0x7F },   // Ш 0xD8 216
   { 0x3F, 0x20, 0x3F, 0x20, 0x7F },   // Щ 0xD9 217
   { 0x01, 0x7F, 0x48, 0x48, 0x30 },   // Ъ 0xDA 218
   { 0x7F, 0x48, 0x30, 0x00, 0x7F },   // Ы 0xDB 219
   { 0x00, 0x7F, 0x48, 0x48, 0x30 },   // Ь 0xDC 220
   { 0x22, 0x41, 0x49, 0x49, 0x3E },   // Э 0xDD 221
   { 0x7F, 0x08, 0x3E, 0x41, 0x3E },   // Ю 0xDE 222
   { 0x46, 0x29, 0x19, 0x09, 0x7F },   // Я 0xDF 223
   { 0x20, 0x54, 0x54, 0x54, 0x78 },   // а 0xE0 224
   { 0x3C, 0x4A, 0x4A, 0x4A, 0x31 },   // б 0xE1 225
   { 0x7C, 0x54, 0x54, 0x28, 0x00 },   // в 0xE2 226
   { 0x7C, 0x04, 0x04, 0x0C, 0x00 },   // г 0xE3 227
   { 0x60, 0x3C, 0x24, 0x3C, 0x60 },   // д 0xE4 228
   { 0x38, 0x54, 0x54, 0x54, 0x18 },   // е 0xE5 229
   { 0x6C, 0x10, 0x7C, 0x10, 0x6C },   // ж 0xE6 230
   { 0x00, 0x44, 0x54, 0x54, 0x28 },   // з 0xE7 231
   { 0x7C, 0x20, 0x10, 0x08, 0x7C },   // и 0xE8 232
   { 0x7C, 0x21, 0x12, 0x09, 0x7C },   // й 0xE9 233
   { 0x7C, 0x10, 0x28, 0x44, 0x00 },   // к 0xEA 234
   { 0x40, 0x38, 0x04, 0x04, 0x7C },   // л 0xEB 235
   { 0x7C, 0x08, 0x10, 0x08, 0x7C },   // м 0xEC 236
   { 0x7C, 0x10, 0x10, 0x10, 0x7C },   // н 0xED 237
   { 0x38, 0x44, 0x44, 0x44, 0x38 },   // о 0xEE 238
   { 0x7C, 0x04, 0x04, 0x04, 0x7C },   // п 0xEF 239
   { 0x7C, 0x14, 0x14, 0x14, 0x08 },   // р 0xF0 240
   { 0x38, 0x44, 0x44, 0x44, 0x00 },   // с 0xF1 241
   { 0x04, 0x04, 0x7C, 0x04, 0x04 },   // т 0xF2 242
   { 0x0C, 0x50, 0x50, 0x50, 0x3C },   // у 0xF3 243
   { 0x08, 0x14, 0x7C, 0x14, 0x08 },   // ф 0xF4 244
   { 0x44, 0x28, 0x10, 0x28, 0x44 },   // х 0xF5 245
   { 0x3C, 0x20, 0x20, 0x3C, 0x60 },   // ц 0xF6 246
   { 0x0C, 0x10, 0x10, 0x10, 0x7C },   // ч 0xF7 247
   { 0x7C, 0x40, 0x7C, 0x40, 0x7C },   // ш 0xF8 248
   { 0x3C, 0x20, 0x3C, 0x20, 0x7C },   // щ 0xF9 249
   { 0x04, 0x7C, 0x50, 0x50, 0x20 },   // ъ 0xFA 250
   { 0x7C, 0x50, 0x20, 0x00, 0x7C },   // ы 0xFB 251
   { 0x00, 0x7C, 0x50, 0x50, 0x20 },   // ь 0xFC 252
   { 0x28, 0x44, 0x54, 0x54, 0x38 },   // э 0xFD 253
   { 0x7C, 0x10, 0x38, 0x44, 0x38 },   // ю 0xFE 254
   { 0x48, 0x54, 0x34, 0x14, 0x7C }    // я 0xFF 255
};

#endif  /*  _N3310_H_ */

sc55.c:

/*
 * Имя          :  n3310.c
 *
 * Описание     :  Это драйвер для графического LCD от Nokia 3310, а также его китайских клонов.
 *                 Базируется на коде библиотек написанных Sylvain Bissonnette и Fandi Gunawan:
 *                 http://www.microsyl.com/index.php/2010/03/24/nokia-lcd-library/
 *                 http://fandigunawan.wordpress.com/2008/06/18/lcd-nokia-3310-pcd8544-driver-in-winavravr-gcc/
 *                 Основные отличия между оригиналом и клоном хорошо описаны в статье от Aheir:
 *                 http://radiokot.ru/articles/29/
 *
 * Автор        :  Xander Gresolio <xugres@gmail.com>
 * Веб-страница :  http://we.easyelectronics.ru/profile/XANDER/
 *
 * Лицензия     :  GPL v3.0
 *
 * Компилятор   :  WinAVR, GCC for AVR platform
 *
 * История      :
 * Версия 1.0 (06.08.2011)
 * + Первая версия
 * + Добавлена поддержка китайских клонов LCD Nokia 3310
 * + Полный перевод комментариев к исходному коду драйвера
 * + Таблица символов драйвера дополнена кириллицей (упрощенная Windows-1251)
 * + Добавлена функция рисования окружностей LcdCircle
 * - Исправлены ошибки в проверке корректности координат при вызове функций рисования
 * - Исправлена ошибка в функции LcdSingleBar (неверная отрисовка по y)
 */

#include <avr/io.h>
#include <string.h>
#include "sc55.h"

// Прототипы приватных функций драйвера

static void LcdSend    ( byte data, LcdCmdData cd );
static void Delay      ( void );

// Глобальные переменные

// Кэш в ОЗУ 84*48 бит или 504 байта
static byte  LcdCache [ LCD_CACHE_SIZE ];

// Чтобы не обновлять весь дисплей, а лишь ту часть что изменилась,
// будем отмечать две границы кэша где произошли изменения. Затем
// можно копировать эту часть кэша между границами в ОЗУ дисплея.
static int   LoWaterMark;   // нижняя граница
static int   HiWaterMark;   // верхняя граница

// Указатель для работы с LcdCache[]
static int   LcdCacheIdx;

// Флаг изменений кэша
static byte  UpdateLcd;



/*
 * Имя                   :  LcdInit
 * Описание              :  Производит инициализацию порта МК и контроллера LCD
 * Аргумент(ы)           :  Нет
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
void LcdInit ( void )
{
    // Pull-up на вывод подключенный к reset дисплея
    LCD_PORT |= _BV ( LCD_RST_PIN );

    // Устанавливаем нужные биты порта на выход
    LCD_DDR |= _BV( LCD_RST_PIN ) | _BV( LCD_DC_PIN ) | _BV( LCD_CE_PIN ) | _BV(LCD_DATA_PIN) | _BV(LCD_CLK_PIN);

    // Некалиброванная задержка
    Delay();

    // Дергаем reset
    LCD_PORT &= ~( _BV( LCD_RST_PIN ) );
    Delay();
    LCD_PORT |= _BV ( LCD_RST_PIN );

    // Отключаем LCD контроллер - высокий уровень на SCE
    LCD_PORT |= _BV( LCD_CE_PIN );

    // Отправляем команды дисплею
    LcdSend( 0x21, LCD_CMD ); // Включаем расширенный набор команд (LCD Extended Commands)
    LcdSend( 0xC8, LCD_CMD ); // Установка контрастности (LCD Vop)
    LcdSend( 0x06, LCD_CMD ); // Установка температурного коэффициента (Temp coefficent)
    LcdSend( 0x16, LCD_CMD ); // Настройка питания (Bias n=2), siemens
    LcdSend( 0x20, LCD_CMD ); // Включаем стандартный набор команд и горизонтальную адресацию (LCD Standard Commands,Horizontal addressing mode)
    LcdSend( 0x0C, LCD_CMD ); // Нормальный режим (LCD in normal mode)

    // Первичная очистка дисплея
    LcdClear();
    LcdUpdate();
}



/*
 * Имя                   :  LcdClear
 * Описание              :  Очищает дисплей. Далее необходимо выполнить LcdUpdate
 * Аргумент(ы)           :  Нет
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
void LcdClear ( void )
{
//    // Очистка кэша дисплея
//    int i;
//    for ( i = 0; i < LCD_CACHE_SIZE; i++ )
//    {
//        LcdCache[i] = 0x00;
//    }

    // Оптимизация от Jakub Lasinski (March 14 2009)
    memset( LcdCache, 0x00, LCD_CACHE_SIZE );

    // Сброс указателей границ в максимальное значение
    LoWaterMark = 0;
    HiWaterMark = LCD_CACHE_SIZE - 1;

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
}



/*
 * Имя                   :  LcdUpdate
 * Описание              :  Копирует кэш в ОЗУ дисплея
 * Аргумент(ы)           :  Нет
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
void LcdUpdate (void)
{
    int i;

    if ( LoWaterMark < 0 )
        LoWaterMark = 0;
    else if ( LoWaterMark >= LCD_CACHE_SIZE )
        LoWaterMark = LCD_CACHE_SIZE - 1;

    if ( HiWaterMark < 0 )
        HiWaterMark = 0;
    else if ( HiWaterMark >= LCD_CACHE_SIZE )
        HiWaterMark = LCD_CACHE_SIZE - 1;

        // Устанавливаем начальный адрес в соответствии к LoWaterMark
        LcdSend( 0x80 | ( LoWaterMark % LCD_X_RES ), LCD_CMD );
        LcdSend( 0x40 | ( LoWaterMark / LCD_X_RES ), LCD_CMD );

        // Обновляем необходимую часть буфера дисплея
        for ( i = LoWaterMark; i <= HiWaterMark; i++ )
        {
            // Для оригинального дисплея не нужно следить за адресом в буфере,
            // можно просто последовательно выводить данные
            LcdSend( LcdCache[i], LCD_DATA );
        }

    // Сброс указателей границ в пустоту
    LoWaterMark = LCD_CACHE_SIZE - 1;
    HiWaterMark = 0;

    // Сброс флага изменений кэша
    UpdateLcd = FALSE;
}


/*
 * Имя                   :  LcdSend
 * Описание              :  Отправляет данные в контроллер дисплея
 * Аргумент(ы)           :  data -> данные для отправки
 *                          cd   -> команда или данные (смотри enum в n3310.h)
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
static void LcdSend ( byte data, LcdCmdData cd )
{
    // Включаем контроллер дисплея (низкий уровень активный)
    LCD_PORT &= ~( _BV( LCD_CE_PIN ) );

    byte i;

    if (cd == LCD_DATA)
        LCD_PORT |= _BV(LCD_DC_PIN);
    else
        LCD_PORT &= ~_BV(LCD_DC_PIN);

    for (i = 0; i < 8; i++) {

        if ((data >> (7 - i)) & 1) {
            LCD_PORT |= _BV(LCD_DATA_PIN);
        } else {
            LCD_PORT &= ~_BV(LCD_DATA_PIN);
        }

        LCD_PORT |= _BV(LCD_CLK_PIN);
        LCD_PORT &= ~_BV(LCD_CLK_PIN);

    }
    LCD_PORT |= _BV(LCD_DATA_PIN);
    LCD_PORT |= _BV(LCD_DC_PIN);

    // Отключаем контроллер дисплея
    LCD_PORT |= _BV( LCD_CE_PIN );
}



/*
 * Имя                   :  LcdContrast
 * Описание              :  Устанавливает контрастность дисплея
 * Аргумент(ы)           :  контраст -> значение от 0x00 к 0x7F
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
void LcdContrast ( byte contrast )
{
    LcdSend( 0x21, LCD_CMD );              // Расширенный набор команд
    LcdSend( 0x80 | contrast, LCD_CMD );   // Установка уровня контрастности
    LcdSend( 0x20, LCD_CMD );              // Стандартный набор команд, горизонтальная адресация
}



/*
 * Имя                   :  Delay
 * Описание              :  Некалиброванная задержка для процедуры инициализации LCD
 * Аргумент(ы)           :  Нет
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
static void Delay ( void )
{
    int i;

    for ( i = -32000; i < 32000; i++ );
}



/*
 * Имя                   :  LcdGotoXYFont
 * Описание              :  Устанавливает курсор в позицию x,y относительно стандартного размера шрифта
 * Аргумент(ы)           :  x,y -> координаты новой позиции курсора. Значения: 0,0 .. 13,5
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310.h
 */
byte LcdGotoXYFont ( byte x, byte y )
{
    // Проверка границ
    if( x > LCD_COLS || y > LCD_LINES ) return OUT_OF_BORDER;

    //  Вычисление указателя. Определен как адрес в пределах 504 байт
    LcdCacheIdx = x * LCD_LINES + y * LCD_X_RES;
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdChr
 * Описание              :  Выводит символ в текущей позиции курсора, затем инкрементирует положение курсора
 * Аргумент(ы)           :  size -> размер шрифта. Смотри enum в n3310.h
 *                          ch   -> символ для вывода
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdChr ( LcdFontSize size, byte ch )
{
    byte i, c;
    byte b1, b2;
    int  tmpIdx;

    if ( LcdCacheIdx < LoWaterMark )
    {
        // Обновляем нижнюю границу
        LoWaterMark = LcdCacheIdx;
    }

    if ( (ch >= 0x20) && (ch <= 0x7F) )
    {
        // Смещение в таблице для символов ASCII[0x20-0x7F]
        ch -= 32;
    }
    else if ( ch >= 0xC0 )
    {
        // Смещение в таблице для символов CP1251[0xC0-0xFF]
        ch -= 96;
    }
    else
    {
        // Остальные игнорируем (их просто нет в таблице для экономии памяти)
        ch = 95;
    }

    if ( size == FONT_1X )
    {
        for ( i = 0; i < 5; i++ )
        {
            // Копируем вид символа из таблицы в кэш
            LcdCache[LcdCacheIdx++] = pgm_read_byte( &(FontLookup[ch][i]) ) << 1;
        }
    }
    else if ( size == FONT_2X )
    {
        tmpIdx = LcdCacheIdx - LCD_X_RES;

        if ( tmpIdx < LoWaterMark )
        {
            LoWaterMark = tmpIdx;
        }

        if ( tmpIdx < 0 ) return OUT_OF_BORDER;

        for ( i = 0; i < 5; i++ )
        {
            // Копируем вид символа из таблицы у временную переменную
            c = pgm_read_byte(&(FontLookup[ch][i])) << 1;
            // Увеличиваем картинку
            // Первую часть
            b1 =  (c & 0x01) * 3;
            b1 |= (c & 0x02) * 6;
            b1 |= (c & 0x04) * 12;
            b1 |= (c & 0x08) * 24;

            c >>= 4;
            // Вторую часть
            b2 =  (c & 0x01) * 3;
            b2 |= (c & 0x02) * 6;
            b2 |= (c & 0x04) * 12;
            b2 |= (c & 0x08) * 24;

            // Копируем две части в кэш
            LcdCache[tmpIdx++] = b1;
            LcdCache[tmpIdx++] = b1;
            LcdCache[tmpIdx + LCD_X_RES - 2] = b2;
            LcdCache[tmpIdx + LCD_X_RES - 1] = b2;
        }

        // Обновляем x координату курсора
        LcdCacheIdx = (LcdCacheIdx + 11) % LCD_CACHE_SIZE;
    }

    if ( LcdCacheIdx > HiWaterMark )
    {
        // Обновляем верхнюю границу
        HiWaterMark = LcdCacheIdx;
    }

    // Горизонтальный разрыв между символами
    LcdCache[LcdCacheIdx] = 0x00;
    // Если достигли позицию указателя LCD_CACHE_SIZE - 1, переходим в начало
    if(LcdCacheIdx == (LCD_CACHE_SIZE - 1) )
    {
        LcdCacheIdx = 0;
        return OK_WITH_WRAP;
    }
    // Иначе просто инкрементируем указатель
    LcdCacheIdx++;
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdStr
 * Описание              :  Эта функция предназначена для печати строки которая хранится в RAM
 * Аргумент(ы)           :  size      -> размер шрифта. Смотри enum в n3310.h
 *                          dataArray -> массив содержащий строку которую нужно напечатать
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdStr ( LcdFontSize size, byte dataArray[] )
{
    byte tmpIdx=0;
    byte response;
    while( dataArray[ tmpIdx ] != '\0' )
    {
        // Выводим символ
        response = LcdChr( size, dataArray[ tmpIdx ] );
        // Не стоит волноваться если произойдет OUT_OF_BORDER,
        // строка будет печататься дальше из начала дисплея
        if( response == OUT_OF_BORDER)
            return OUT_OF_BORDER;
        // Увеличиваем указатель
        tmpIdx++;
    }
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdFStr
 * Описание              :  Эта функция предназначена для печати строки которая хранится в Flash ROM
 * Аргумент(ы)           :  size    -> размер шрифта. Смотри enum в n3310.h
 *                          dataPtr -> указатель на строку которую нужно напечатать
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 * Пример                :  LcdFStr(FONT_1X, PSTR("Hello World"));
 *                          LcdFStr(FONT_1X, &name_of_string_as_array);
 */
byte LcdFStr ( LcdFontSize size, const byte *dataPtr )
{
    byte c;
    byte response;
    for ( c = pgm_read_byte( dataPtr ); c; ++dataPtr, c = pgm_read_byte( dataPtr ) )
    {
        // Выводим символ
        response = LcdChr( size, c );
        if(response == OUT_OF_BORDER)
            return OUT_OF_BORDER;
    }

    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdPixel
 * Описание              :  Отображает пиксель по абсолютным координатам (x,y)
 * Аргумент(ы)           :  x,y  -> абсолютные координаты пикселя
 *                          mode -> Off, On или Xor. Смотри enum в n3310.h
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdPixel ( byte x, byte y, LcdPixelMode mode )
{
    int  index;
    byte  offset;
    byte  data;

    // Защита от выхода за пределы
    if ( x >= LCD_X_RES || y >= LCD_Y_RES) return OUT_OF_BORDER;

    // Пересчет индекса и смещения
    index = ( ( y / LCD_LINES ) * LCD_X_RES ) + x;
    offset  = y - ( ( y / 8) * LCD_LINES );

    data = LcdCache[ index ];

    // Обработка битов

    // Режим PIXEL_OFF
    if ( mode == PIXEL_OFF )
    {
        data &= ( ~( 0x01 << offset ) );
    }
    // Режим PIXEL_ON
    else if ( mode == PIXEL_ON )
    {
        data |= ( 0x01 << offset );
    }
    // Режим PIXEL_XOR
    else if ( mode  == PIXEL_XOR )
    {
        data ^= ( 0x01 << offset );
    }

    // Окончательный результат копируем в кэш
    LcdCache[ index ] = data;

    if ( index < LoWaterMark )
    {
        // Обновляем нижнюю границу
        LoWaterMark = index;
    }

    if ( index > HiWaterMark )
    {
        // Обновляем верхнюю границу
        HiWaterMark = index;
    }
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdLine
 * Описание              :  Рисует линию между двумя точками на дисплее (алгоритм Брезенхэма)
 * Аргумент(ы)           :  x1, y1  -> абсолютные координаты начала линии
 *                          x2, y2  -> абсолютные координаты конца линии
 *                          mode    -> Off, On или Xor. Смотри enum в n3310.h
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdLine ( byte x1, byte y1, byte x2, byte y2, LcdPixelMode mode )
{
    int dx, dy, stepx, stepy, fraction;
    byte response;

    // dy   y2 - y1
    // -- = -------
    // dx   x2 - x1

    dy = y2 - y1;
    dx = x2 - x1;

    // dy отрицательное
    if ( dy < 0 )
    {
        dy    = -dy;
        stepy = -1;
    }
    else
    {
        stepy = 1;
    }

    // dx отрицательное
    if ( dx < 0 )
    {
        dx    = -dx;
        stepx = -1;
    }
    else
    {
        stepx = 1;
    }

    dx <<= 1;
    dy <<= 1;

    // Рисуем начальную точку
    response = LcdPixel( x1, y1, mode );
    if(response)
        return response;

    // Рисуем следующие точки до конца
    if ( dx > dy )
    {
        fraction = dy - ( dx >> 1);
        while ( x1 != x2 )
        {
            if ( fraction >= 0 )
            {
                y1 += stepy;
                fraction -= dx;
            }
            x1 += stepx;
            fraction += dy;

            response = LcdPixel( x1, y1, mode );
            if(response)
                return response;

        }
    }
    else
    {
        fraction = dx - ( dy >> 1);
        while ( y1 != y2 )
        {
            if ( fraction >= 0 )
            {
                x1 += stepx;
                fraction -= dy;
            }
            y1 += stepy;
            fraction += dx;

            response = LcdPixel( x1, y1, mode );
            if(response)
                return response;
        }
    }

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdCircle
 * Описание              :  Рисует окружность (алгоритм Брезенхэма)
 * Аргумент(ы)           :  x, y   -> абсолютные координаты центра
 *                          radius -> радиус окружности
 *                          mode   -> Off, On или Xor. Смотри enum в n3310.h
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdCircle(byte x, byte y, byte radius, LcdPixelMode mode)
{
    signed char xc = 0;
    signed char yc = 0;
    signed char p = 0;

    if ( x >= LCD_X_RES || y >= LCD_Y_RES) return OUT_OF_BORDER;

    yc = radius;
    p = 3 - (radius<<1);
    while (xc <= yc)
    {
        LcdPixel(x + xc, y + yc, mode);
        LcdPixel(x + xc, y - yc, mode);
        LcdPixel(x - xc, y + yc, mode);
        LcdPixel(x - xc, y - yc, mode);
        LcdPixel(x + yc, y + xc, mode);
        LcdPixel(x + yc, y - xc, mode);
        LcdPixel(x - yc, y + xc, mode);
        LcdPixel(x - yc, y - xc, mode);
        if (p < 0) p += (xc++ << 2) + 6;
            else p += ((xc++ - yc--)<<2) + 10;
    }

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
    return OK;
}


/*
 * Имя                   :  LcdSingleBar
 * Описание              :  Рисует один закрашенный прямоугольник
 * Аргумент(ы)           :  baseX  -> абсолютная координата x (нижний левый угол)
 *                          baseY  -> абсолютная координата y (нижний левый угол)
 *                          height -> высота (в пикселях)
 *                          width  -> ширина (в пикселях)
 *                          mode   -> Off, On или Xor. Смотри enum в n3310.h
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdSingleBar ( byte baseX, byte baseY, byte height, byte width, LcdPixelMode mode )
{
    byte tmpIdxX,tmpIdxY,tmp;

    byte response;

    // Проверка границ
    if ( ( baseX >= LCD_X_RES) || ( baseY >= LCD_Y_RES) ) return OUT_OF_BORDER;

    if ( height > baseY )
        tmp = 0;
    else
        tmp = baseY - height + 1;

    // Рисование линий
    for ( tmpIdxY = tmp; tmpIdxY <= baseY; tmpIdxY++ )
    {
        for ( tmpIdxX = baseX; tmpIdxX < (baseX + width); tmpIdxX++ )
        {
            response = LcdPixel( tmpIdxX, tmpIdxY, mode );
            if(response)
                return response;

        }
    }

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdBars
 * Описание              :  Рисует группу закрашенных прямоугольников (в режиме PIXEL_ON)
 * Аргумент(ы)           :  data[]     -> данные которые нужно отобразить
 *                          numbBars   -> количество прямоугольников
 *                          width      -> ширина (в пикселях)
 *                          multiplier -> множитель для высоты
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 * Примечание            :  Пожалуйста проверьте значения EMPTY_SPACE_BARS, BAR_X, BAR_Y в n3310.h
 * Пример                :  byte example[5] = {1, 2, 3, 4, 5};
 *                          LcdBars(example, 5, 3, 2);
 */
byte LcdBars ( byte data[], byte numbBars, byte width, byte multiplier )
{
    byte b;
    byte tmpIdx = 0;
    byte response;

    for ( b = 0;  b < numbBars ; b++ )
    {
        // Защита от выхода за пределы
        if ( tmpIdx > LCD_X_RES - 1 ) return OUT_OF_BORDER;

        // Расчет значения x
        tmpIdx = ((width + EMPTY_SPACE_BARS) * b) + BAR_X;

        // Рисуем один прямоугольник
        response = LcdSingleBar( tmpIdx, BAR_Y, data[b] * multiplier, width, PIXEL_ON);
        if(response == OUT_OF_BORDER)
            return response;
    }

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
    return OK;

}



/*
 * Имя                   :  LcdRect
 * Описание              :  Рисует незакрашенный прямоугольник
 * Аргумент(ы)           :  x1    -> абсолютная координата x левого верхнего угла
 *                          y1    -> абсолютная координата y левого верхнего угла
 *                          x2    -> абсолютная координата x правого нижнего угла
 *                          y2    -> абсолютная координата y правого нижнего угла
 *                          mode  -> Off, On или Xor. Смотри enum в n3310.h
 * Возвращаемое значение :  смотри возвращаемое значение в n3310lcd.h
 */
byte LcdRect ( byte x1, byte y1, byte x2, byte y2, LcdPixelMode mode )
{
    byte tmpIdx;

    // Проверка границ
    if ( ( x1 >= LCD_X_RES) ||  ( x2 >= LCD_X_RES) || ( y1 >= LCD_Y_RES) || ( y2 >= LCD_Y_RES) )
        return OUT_OF_BORDER;

    if ( ( x2 > x1 ) && ( y2 > y1 ) )
    {
        // Рисуем горизонтальные линии
        for ( tmpIdx = x1; tmpIdx <= x2; tmpIdx++ )
        {
            LcdPixel( tmpIdx, y1, mode );
            LcdPixel( tmpIdx, y2, mode );
        }

        // Рисуем вертикальные линии
        for ( tmpIdx = y1; tmpIdx <= y2; tmpIdx++ )
        {
            LcdPixel( x1, tmpIdx, mode );
            LcdPixel( x2, tmpIdx, mode );
        }

        // Установка флага изменений кэша
        UpdateLcd = TRUE;
    }
    return OK;
}



/*
 * Имя                   :  LcdImage
 * Описание              :  Рисует картинку из массива сохраненного в Flash ROM
 * Аргумент(ы)           :  Указатель на массив картинки
 * Возвращаемое значение :  Нет
 */
void LcdImage ( const byte *imageData )
{
//    // Инициализация указателя кэша
//    LcdCacheIdx = 0;
//    // В пределах кэша
//    for ( LcdCacheIdx = 0; LcdCacheIdx < LCD_CACHE_SIZE; LcdCacheIdx++ )
//    {
//        // Копируем данные из массива в кэш
//        LcdCache[LcdCacheIdx] = pgm_read_byte( imageData++ );
//    }

    // Оптимизация от Jakub Lasinski (March 14 2009)
    memcpy_P( LcdCache, imageData, LCD_CACHE_SIZE );  // Тоже самое что и выше, но занимает меньше памяти и быстрее выполняется

    // Сброс указателей границ в максимальное значение
    LoWaterMark = 0;
    HiWaterMark = LCD_CACHE_SIZE - 1;

    // Установка флага изменений кэша
    UpdateLcd = TRUE;
}

main.c:

#include <util/delay.h>
#include "sc55.h"


int main() {
    LcdInit();
    LcdContrast(0x45);
    while (1) {
        LcdClear();
        LcdRect(0, 0, LCD_X_RES - 2, LCD_Y_RES - 2, PIXEL_ON);
        LcdLine(0, 0, LCD_X_RES - 2, LCD_Y_RES - 2, PIXEL_ON);
        LcdLine(0, LCD_Y_RES - 2, LCD_X_RES - 2, 0, PIXEL_ON);
        LcdUpdate();
        _delay_ms(1000);

        LcdClear();
        LcdGotoXYFont(0, 2);
        LcdStr(FONT_2X, "Привет,");
        LcdGotoXYFont(0, 4);
        LcdStr(FONT_2X, "мир!");
        LcdUpdate();
        _delay_ms(1000);
    }

}

helloworld

lines